Меню сайта

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Что такое "функциональная грамотность" ?

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение:

  • инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.) решений, и/или
  • нового знания, и/или
  • эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное
    взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся

в 2021-2022 учебном году

Федеральный уровень

Региональный уровень

Муниципальный уровень

  • Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского МР от 14.10.2021 №625/01-10 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» (Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год), (.pdf(просмотр)"/)
  • Приказ Департамента образования Администрации Тутаевского МР от 31.10.2022 № 771/01-10 Об организации работы по повышению функциональной грамотности" ( Муниципальный план мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобазовательных учреждений Тутаевского муниципального района на 2022-2023 учебный год) (pdf)

Уровень МОУ

Мониторинг функциональной грамотности обучающихся

  • Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  • Платформа электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. https://fg.resh.edu.ru/
  • Инструкция по использованию платформы
  • Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности обучающихся 7-9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественно-научной грамотности» https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Демонстрационные материалы

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности обучающихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/

Сборники заданий

Образцы и спецификация заданий, предложенных 15-летним подросткам при проведении международного сравнительного исследования PISA, на выявление уровня:

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности

Интенсив ЯУчитель 3.0

Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

Тест «Цифровые компетенции педагога» 

Методические материалы по функциональной грамотности

Сайт больше не поддерживается и не обновляется. Вся информация, представленная на данном ресурсе, актуальна лишь в историческом контексте и может быть использована только для ознакомления. ×